Фикус / Ficus 

Главная Фикус / Ficus

© Правовая информация об ограничениях на перепечатку материалов содержится внизу страницы.

Баньян / Banyan и Фикус бенгальский / Ficus benghalensis

Баньян – это:
1. Жизненная форма ряда видов фикуса.
2. Общее наименование Фикуса бенгальского / Ficus benghalensis.
Названия на санскрите: nyagrodha, vat, vata, bahupada.

Название «баньян» (banyan) ввели европейцы. Путешественники из Португалии и Англии заметили, что индусские торговцы (banias) часто собирались для торговли, общения и отдыха под огромными деревьями. Появилось название «banias tree», а позже слово «баньян» стало обозначать само дерево.
«Ньягродха» (санскритское nyagrodha) означает «вниз растущее».
«Вата» (санскритское vata) в переводе – «ветер, двигаться, окружать», от способности дерева разрастаться в стороны на приличное расстояние.
«Бахупада» (санскритское bahupada) означает «одно со многими ногами, многоногое», от особенности формировать дополнительные стволы.
Индусы также называют баньян калпаврикша (kalpavriksha), что значит «дерево, исполняющее желания».

Увеличенные картинки и фотографии кликом мыши открываются в отдельном окне.
Баньян  Торговцы под баньяном

Жизненная форма «баньян» удивительна. У взрослых растений из ствола и ветвей образуются длинные воздушные корни, которые достигают земли и укореняются, обеспечивая фикус водой и питательными веществами. Со временем корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы, опоры для единой густой кроны. Таким образом, баньян растет вширь, «шагает» новыми стволами во все стороны от центрального ствола, и из одного дерева со временем образуется роща или лес. Баньян может занимать территорию до нескольких гектаров.
Имеются данные, что некоторые старые баньяны, которым сотни (и даже тысячи) лет, достигали высоты более 30 метров и более 400 метров в окружности, формировали до 1300 побочных стволов и до 3000 воздушных корней. По оценкам, под кроной одного такого дерева могло бы поместиться около 10000 человек.
Для развития баньянов благоприятен влажный тропический климат. Наиболее известные баньяны Фикусы бенгальские находятся в Индии (Калькутта, Бангалор, Адьяр, Ауровиль) и США (Гавайи, Флорида).

Баньян  Воздушные корни баньяна

В Ботаническом саду Калькутты (Индия) растет Великий Баньян – Great Banyan Tree. Дереву более 250 лет, упоминания о нем содержатся в некоторых книгах путешественников 19 века. За свою историю дерево несколько раз повреждалось, наиболее серьезно – двумя большими циклонами в 1864 и 1867 годах, в результате чего несколько основных стволов были сломаны, а часть дерева поразил грибок. В 1925 году по причине разрушения был удален главный ствол Великого Баньяна, окружность которого составляла тогда (на высоте 1,7 м от земли) 15,7 м (4 с лишним метра в диаметре). Площадь, занятая деревом, – 14428,44 кв.м. По последним замерам максимальная высота баньяна 24,5 м, окружность кроны 420 м, дерево имеет до 3000 воздушных корней-стволов. Баньян занесен в Книгу рекордов Гинесса.
Первенство калькуттского баньяна по размерам оспаривает еще один индийский фикус-великан – Big Banyan Tree, растущий в 28 км от Бангалора. Возраст баньяна около 400 лет, занятая им площадь – 3 акра.
Крупнейший баньян в США – Florida Champion Tree – выходец из Индии. Посажен в 1927 году во Флориде, в поместье Томаса Эдиссона. Окружность центрального ствола составляет 1,5 м, высота дерева – до 19 м, размах кроны – 58 м.
В город Лахайна (Lahaina) (Гавайи, США) Фикус бенгальский также привезен из Индии. 2,4-метровое деревце было торжественно посажено 24 апреля 1873 года шерифом города Уильямом Оуэном Смитом (William Owen Smith) в ознаменование 50-й годовщины Христианской миссии. Сейчас это Banyan Tree Park в центре города – парк из одного дерева, под кроной которого устраиваются всевозможные мероприятия: от политических акций до развлекательных. Баньян разросся до 60 м в ширину и 16 м в высоту, имеет 12 главных стволов в дополнение к огромному ядру.

Молодой баньян  Баньян, Флорида, США

Обратная сторона популярности баньянов – шрамы, раны (вырезанные надписи), повреждения, оставленные посетителями садов и парков. Для защиты вводятся всевозможные запреты.
Кроме Фикуса бенгальского баньянами могут быть и другие виды фикуса: Фикус религиозный / Ficus religiosa, Фикус каучуконосный / Ficus elastica, Фикус крупноплодный / Ficus macrophylla, Фикус микрокарпа мелкоплодный / Ficus microcarpa, Фикус лимонолистный / Ficus citrifolia, Фикус ржаво-красный / Ficus rubiginosa, Фикус золотистый / Ficus aurea и другие. Известные баньяны-долгожители разных видов фикуса растут в Китае, Камбодже (храмовый комплекс Ангкор).

Огромный баньян сам по себе является экосистемой: «дерево-лес» дает приют и безопасность многим мелким животным, обезьянам, птицам, ящерицам, змеям, насекомым. Особое священное отношение к баньяну все еще продолжает охранять его. Но, к сожалению, традиции ослабляются. Нанесение вреда дереву не только калечит уникальное явление природы, но и уничтожает существ, зависящих от него.

Баньян и сова  Обезьянка в корнях баньяна

Страны Юго-Восточной Азии, особенно Индия и Китай, имеют долгую историю почитания объектов природы, в том числе священных рощ и деревьев. Баньян Фикус бенгальский находится в ряду таких сакральных деревьев.
Прежде всего, из-за способности выживать и расти в течение многих столетий, – это символ вечной жизни, бессмертия, устойчивости и несгибаемости. Баньян нисходит на землю (пускает воздушные корни) и устремляется к небу (из надземной части укоренившихся воздушных корней отрастают ветви), воспроизводя себя вновь и вновь (ветви из корней-стволов вновь выпускают воздушные корни и так далее). Отсюда – бережное отношение к баньянам. Считается, что если дереву будет нанесен вред (рубка, обрезка), это вызовет гнев богов и в искупление потребуется жертва.
Под баньяном индусские мудрецы медитировали, ища просветления, проводили беседы и ритуалы. Индусы верят, что вековые деревья в своих предшествующих жизнях сами были великими мудрецами.

Баньян также символизирует плодородие, плодовитость и приносит детей поклоняющимся ему женщинам.
На полнолуние месяца Джьештха (май, июнь) в Индии приходится особый день – Ват Савитри Врата – день почитания баньяна и легендарной индийской женщины Савитри, любовь, преданность и мудрость которой позволили подняться над смертью и роком и вернуть жизнь мужу.

В древних текстах баньян символизирует Мировое древо (arbor mundi, космическое древо).
Дерево является древнейшим (архетипическим, глубоко укорененным) символом и образом человеческого сознания и присутствует в культуре всех древних цивилизаций. Практически у каждого народа имеется изображение Мирового древа (древо жизни, древо познания, древо восхождения, шаманское древо, небесное древо) или его вариантов (ось мира, мировой столп, мировая вертикаль, крест, лестница, мировая гора).
Мировое древо – фундаментальный и универсальный символ упорядоченности мироздания и гармонии в противоположность состоянию Хаоса. Мировое древо организует пространственно-временную структуру мира и определяет место индивида в ней. Древо олицетворяет постоянно обновляющуюся и возрождающуюся Вселенную, неисчерпаемый источник космической жизни: дерево появляется из семени, растет, приобретает сложное строение, умирает, оставив после себя семена новой жизни. Это символ цикличности, раскрывающейся во всем многообразии, развитии и усложнении.
Мировое древо выступает связующим звеном между Вселенной и человеком, являясь местом их пересечения.
Баньян представляет собой вариант перевернутого Мирового древа (arbor inversa) с корнями наверху и кроной внизу. Корень – это первоначало и духовный мир, ветви – разворачивание проявленности.
Перевернутое дерево встречается и в других традициях, например, шаманское дерево у северных народов (эвенки, якуты).

В индуизме баньян – символ Брахмана – Атмана.
Брахман (brahman, в переводе – Прародитель всего существующего, Бог-творец мира) – категория древнеиндийской философии. «Не имея сам ни конца ни начала – всех и всего конец и начало». Высшее объективное начало Мироздания, высший принцип Бытия, Всеисток вне времени и пространства, Вечный дух, всегда действующий и всегда находящийся в покое.
Атман – высшее субъективное начало Мироздания, соотносится с Брахманом, как капля с океаном. Атман - индивидуальное бытие, Брахман - бытие универсальное.
Чхандогья-Упанишада, 6 часть, глава 11:
«1. – Если бы, дорогой, ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит, постоянно поглощая влагу и пребывая в радости.
2. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает, если покидает вторую – та засыхает; если покидает третью – та засыхает; если покидает все [дерево] – то все оно засыхает. Знай же, дорогой, что это так, – сказал он.
3. – Поистине, покинутое жизнью, это [существо] умирает, но [сама] жизнь не умирает. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».
Глава 12:
«– Принеси сюда плод ньягродхи. – Вот он, почтенный. – Разломи его. – Он разломан, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Эти маленькие семена, почтенный. – Разломай же одно из них. – Оно разломлено, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Ничего, почтенный.
И он сказал ему: Поистине, дорогой, вот – тонкая [сущность], которую ты не воспринимаешь; поистине, дорогой, благодаря этой тонкой [сущности] существует эта большая ньягродха. Верь этому, дорогой. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».

Брахман проявляется в обликах Тримурти – триады богов, являющихся его первичными воплощениями: Брахма (творец), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Поэтому и баньян символизирует как Единое (Брахмана), так и Тримурти: Брахма – корни, Вишну – кора и ствол, Шива – ветви и крона. Иногда баньян представляет одного из богов.
Согласно Вишну-Пуране, в течение потопа в конце кальпы (очередного цикла эпох) Вишну спит на листе баньяна. Здесь также происходит сравнение Вишну с семенами баньяна: так же, как огромное дерево содержится и происходит из маленького семени, вся Вселенная после потопов уменьшается до микроскопической частицы. Этот зародыш содержится в Вишну, который создает Вселенную заново после пралаий (периода растворения и покоя, в противоположность манвантаре – периоду проявленности).
Вишну-Пурана, Глава 12:
«67. Как огромная ньягродха помещается в маленьком зерне, так и во время предбытия (мира) вся вселенная заключается в тебе, источник жизни!
68. Как из зерна выпускает первый побег, а затем разрастается ньягродха, так и от тебя во время творения разрастается мир!»

Дерево символизирует не только макрокосмос, но и микрокосмос, то есть человека.
В Брихадараньяка-Упанишаде первочеловек Пуруша сравнивается с Мировым деревом:
Б-У, Шуклаяджурведа:
«28. И он спросил их такими стихами:
[1.] Словно дерево, повелитель леса, таков, воистину, человек.
Его волосы – листья, кожа его – кора снаружи.
[2] Из кожи его течет кровь, [как] сок из кожи
[дерева], Поэтому она выходят из раненого, как сок из поврежденного дерева.
[3] Мясо его – древесина, лыко – сухожилия, они крепки,
Кости – внутренность дерева, мозг создан подобным сердцевине.
[4] Когда дерево срублено, оно поднимается от корня, снова обновленное.
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[5] Не говорите: «от семени», – ведь оно возникает [лишь] у живого.
[Между тем], поистине, дерево, поднявшееся от зерна, явственно возрождается после смерти.
[6] Когда дерево вырвут с корнем, оно не вырастет снова,
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[7] Рожденный [однажды] не рождается [вновь], ибо кто породил бы его снова?
Брахман, [который] – познание и блаженство – высшая опора охотно приносящего дары,
[А также] твердо стоящего [рядом с Брахманом] и знающего его.»
Сравнение человека с перевернутым деревом раскрывается следующим образом: бинду (точка, семя) в темени – это семя, нейроны головы – корень, позвоночник – ствол, нервы, отходящие от позвоночного столба ко всем органам чувств и действий – ветви с плодами. В индуизме позвоночник является каналом для пробужденной силы Кундалини, которая спит, свернувшись кольцами, подобно змее, у основания позвоночника.
Словно в подтверждение тесной связи человека и дерева, переплетенные корни-стволы баньяна порой имеют антропоморфные формы (Лахайна, Гавайи, США):

Баньян, Лахайна, Гавайи, США  Баньян, Лахайна, Гавайи, США

Баньян Фикус бенгальский тесно связан с Фикусом религиозным / Ficus religiosa: деревья символически рассматриваются на Востоке, как мужское и женское начала. Их сажают рядом, проводя ритуал, подобный церемонии бракосочетания у людей.
В некоторых источниках ньягродха (Фикус бенгальский) по своему символическому значению отождествляется с ашваттхой (ащваттхой) (Фикусом религиозным), что не верно. Ньягродха, как символ Единого, близок к адвайте, монотеистическому восприятию мира, а ашваттха – к двайте, двойственному восприятию.
В самых древних текстах значения, вероятно, совпадали. Однако, для более позднего индуистского периода, с возникновением буддистского учения, дерево ашваттха приобрело дополнительное значение: сансары (колеса рождений и смерти), от которой необходимо избавиться, оставив все привязанности (срубив дерево под самый корень). Дерево ашваттха – Фикус религиозный – Дерево Бодхи, под которым Будда достиг Нирваны.


Глубокий символизм деревьев отражает особое отношение восточного человека к Природе.
Все вокруг проникнуто тонким божественным присутствием, человек – не хозяин, а часть природы. Отношения между человеком и природой – это адаптация и сосуществование, внутреннее обязательство, а не доминирование и подчинение.

© Авторские права на все текстовые материалы сайта принадлежат ficusweb.ru. Полное или частичное копирование и воспроизведение информации без разрешения правообладателя запрещено и влечет юридическую ответственность.

  Rambler's Top100 О проекте © ficusweb.ru